Что анализирует налоговая перед выездной проверкой?
В основе решения о выходе на выездную проверку лежит заключение по результатам предпроверочного анализа.
Что же такое предпроверочный анализ, кто его делает и откуда берут информацию?
В каждой налоговой был создан специальный отдел, который как раз и занимается этим анализом, они были созданы из сотрудников юридических отделов и отделов выездных проверок.
Предпроверочный анализ - это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, с помощью которого
налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и программ собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности предприятия и обнаружить «проблемные места».
При этом предпроверочный анализ также направлен на то, чтобы выяснить, не является ли потенциальный проверяемый «пустышкой», и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.
Структура отчета по итогам предпроверочного анализа:
1. Сбор и обработка информации о налогоплательщике, а также группе взаимосвязанных лиц.
Основные сведения о налогоплательщике, сведения о должностных лицах;
Структура органов управления, заявленные виды деятельности и фактические виды деятельности;
Учредители, руководители в проверяемом периоде (в том числе сведения о доходах и расходах (движимое и
недвижимое имущество));
Сведения о реорганизации, лицензиях, расчетных счетах, имуществе, транспорте, земле.
На вооружении отдела предпроверочного анализа целый арсенал программ и информационных систем. ВНП-отбор - это основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Его задача - проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД.
Среди других программных комплексов назовём: СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми). Суть работы этих программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Также анализ проводится на основании информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС Налог-3 и т.д.); информации, полученной в рамках статьи 93.1 НК РФ (истребование налоговым органов информации от контрагентов, иных лиц); информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет; сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов и иных ОГВ и МСУ; жалоб юридических и физических лиц; информации, полученной из иных источников.
2. Анализ группы взаимосвязанных лиц, в которую входит планируемый к проверке налогоплательщик.
Сведения о движении денежных средств, анализ товарных и денежных потоков;
Анализ наличия процентных, беспроцентных займов, бартерных и прочих операций;
Результаты камеральных проверок, предыдущих выездных проверок, как анализируемого налогоплательщика, так и группы взаимосвязанных лиц;
Анализ исполнения поручений налоговых органов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
С помощью специальных систем Fira.Pro, СПАРК, СБИС, Контур устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.
На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Основные направления анализа:
поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
выявление подконтрольных субъектов на УСН, ЕНВД, патенте и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).
3. Анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика, а также группы взаимосвязанных лиц.
Судебно-арбитражная практика по анализируемому налогоплательщику и группе взаимосвязанных лиц.
Анализ представления (непредставления) пояснений.
4. Проведение подготовительных мероприятий налогового контроля.
Формирование базы контрагентов;
Анализ мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика и его контрагентов, имеющих признаки «фирм- однодневок».
И здесь на помощь налоговикам опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» - специальный реестр организаций, имеющих признаки недобросовестных компаний.
В этот раздел включаются сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков.
Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств.
Кроме того, компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов. Объяснения должностных лиц, которые давались в разные периоды относительно одних и тех же фактов хозяйственной деятельности).
5. Анализ показателей финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также группы взаимосвязанных лиц, и налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды экономической деятельности.
Сравнительные показатели налоговой нагрузки.
Расчет налоговой нагрузки регламентируется письмом ФНС России от 25.07.2017 No ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».
6. Анализ общих экономических показателей деятельности налогоплательщиков.
Анализ каждого налога в отдельности и сравнение с аналогичными налогоплательщиками.
Анализ темпа роста доходов и расходов по бухгалтерской и налоговой отчетности.
Контрольные соотношения по отчетности (сравнение выручки в ОФР, прибыли и НДС).
Анализ бухгалтерской отчетности (баланс, ОФР).
Анализ уточненных налоговых деклараций.
Сведения о наличии переплаты или задолженности по налогам.
Анализ платежеспособности.
7. Формирование выводов и предложений, оформление результатов предпроверочного анализа.
Общие выводы по результатам предпроверочного анализа и формирование сумм предполагаемых доначислений (указание налога, периода налоговой базы и сумм налога;
Перечень основных вопросов, подлежащих проверке при проведении выездной налоговой проверки;
Указывается список контрагентов, попавших в зону риска и имеющие один или несколько признаков «фирм- однодневок»;
Предполагаемые сроки проведения проверки, необходимость привлечения правоохранительных органов, мероприятия налогового контроля, которые необходимо провести.
Заключительный раздел - это выводы о возможных нарушениях и целесообразности проверки. Он так и начинается: «Исходя из вышеизложенного, предполагаются доначисления за такой-то период по налогу на прибыль столько-то, налога на добавленную стоимость столько-то». Указывается, нужно ли включать в проверку сотрудников правоохранительных органов, перечень основных вопросов для ВНП и необходимые мероприятия (чаще всего это осмотр помещений, фото и видеофиксация).
Также в заключительном разделе указывается предполагаемый состав проверяющей группы и сроки проведения проверки. На этом предпроверочный анализ заканчивается.
Записаться на консультацию к налоговому юристу можно по телефону: 8 800-775-04-71