Блог
В последнее время из-за сложившейся тяжёлой экономической ситуации, работодатели всячески пытаются минимизировать расходы своих компаний на трудовых ресурсах.
Сегодня поговорим о конкретном случае, когда работодатели стараются снизить расходы, совместив трудовые функции бухгалтера и кадрового работника в одном лице, а также, к чему может привести такая минимизация расходов и неправильные действия работодателя.
В чём заблуждаются работодатели и почему?
Сейчас я часто слышу вопросы: «Как сократить кадровика, а обязанности возложить на главного бухгалтера или бухгалтера? Законно ли?», «Как эффективно совместить функции кадровика и бухгалтера?», «Можно ли на бухгалтера вменить обязанности кадровика?».
Мой обычный ответ на такие вопросы: «Конечно, можно возложить обязанности кадровика на бухгалтера при его согласии, найти законные и, на первый взгляд, эффективные варианты совмещения этих двух трудовых функций, выполнение которых требует совершенно разных знаний, навыков, умений и образования! Но это, тоже самое, если, например, уборщице или старшему продавцу предложить совместить их функции с функцией бухгалтера! А почему нет? Если требования к квалификации бухгалтера вашей компании законом не установлены, а вас такое совмещение не смущает, тогда такой «микс» возможен при правильном оформлении кадровых документов, но вряд ли вы его используете, потому что знаете, ни уборщица, ни старший продавец никогда не заменят вам бухгалтера, если их этому не учили! Вот и подумайте после этого, а будет ли в компании кадровик, если бухгалтеру вменить такие обязанности без переподготовки?»
Как правило, после такого ответа я наблюдаю удивлённый взгляд работодателя, который говорит мне о том, что человек не воспринимает серьёзность ответственности, которая может возникнуть, если в компании бухгалтер не обучен профессии кадровика, если нет квалифицированного и компетентного кадрового работника или компания не получает кадровое обслуживание у сторонней организации.
Почему так происходит? Дело в том, что на протяжении нескольких десятков лет после распада СССР, эта область у большинства коммерческих предприятий находилась в стадии застоя, и только в последнюю пятилетку законодатели активно начали наводить в ней порядок через новые законопроекты, а также через ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушения трудового законодательства.
Но поскольку проверки ГИТ до настоящего времени ещё всех не коснулись, то, по мнению 80-ти процентов руководителей,СМП бухгалтер - это «многоногий многорук», который должен уметь выполнять не только свои должностные обязанности, но и работать за кадровика, за секретаря и даже за юриста.
Реальный пример
Не исключение и наш клиент - Индивидуальный предприниматель, у которого как раз тот случай, когда его бухгалтер - «многоногий многорук».
Итак, на прошлой неделе предприниматель обратился к нам с просьбой помочь ему разрешить следующую ситуацию (цитирую почти дословно):
«Гражданка пришла к нам трудоустраиваться от службы занятости.
4 июня срок договора со службой занятости истек. 15 июня стало известно, что девушка беременна. Девушка в связи с плохим самочувствием ушла на больничный (девушка многодетная мать) и по настоящее время больничный открыт. С ее слов беременность наступила в мае месяце, справку из медучреждения она не предоставляла. Работать желания у девушки нет и увольняться она не собирается, а при разговоре дала понять, что по состоянию здоровья, как на работника, на нее уже рассчитывать не приходится, если даже и выйдет на несколько дней, то снова уйдет на больничный. На данный момент трудовой договор с ней не заключен, потому что бухгалтер не успела (была занята бухгалтерской работой). Но как работник она числится, потому что ей была выплачена заработная плата за июнь. Уходя на больничный, она просто бросила всю работу. Когда заменяющий её сотрудник начал работать на её месте, столкнулся с тем, что работа своевременно не выполнялась, очень много недочетов в работе, как сотрудник она нас не устраивает. Какие наши действия в этой ситуации?»
Заметьте, во-первых, была принята недобросовестная и безответственная сотрудница, во-вторых, бухгалтер была занята бухгалтерской работой и не оформила в срок трудовой договор с ней. А это говорит о том, что при приёме на работу в компанию сотрудницу не проверяли, а к оформлению трудовых отношений отнеслись по остаточному принципу «потом оформим, когда будет время» без соблюдения норм трудового законодательства.
Специалисты нашей компании смогли дать все возможные предложения и рекомендации по урегулированию возникшей конфликтной ситуации, но, учитывая деструктивное поведение беременной сотрудницы, у работодателя остался высокий риск возникновения с ней трудового спора и его разрешения в суде в пользу работника.
Давайте думать и работать!
В связи с этим, хочу обратить внимание руководителей малого бизнеса на тот факт, что в области кадровых вопросов наступило время, когда её нельзя считать неважной или не приоритетной по сравнению с другими областями. Не пройдёт и пара лет, когда весь бизнес станет легальным, и каждый неграмотный в области трудовых отношений работодатель столкнётся с контролирующими органами и штрафами.А вы ведь и так у государства ничего не просите, создавая бизнесы и рабочие места!
Если вы уже сейчас начнёте учиться думать и работать в этом направлении правильно, то научитесь не привлекать к себе внимание контролирующих органов, что позволит вам в будущем избежать административной, уголовной ответственности и финансовых потерь от уплаты огромных штрафов, а соответственно, обеспечить собственную безопасность и стать на порядок богаче.
Берегите себя и свой бизнес! Есть вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию к специалисту:
8 800-775-04-71