1. Анализ возможных рисков (в том числе исходя из наиболее негативного прогноза итога прохождения налоговой проверки).
Необходимо понимать, какие претензии в будущем могут предъявить налоговые органы, чтобы заранее предпринять действия по минимизации последствий возможной проверки.
В текущей практике существует всего две категории претензий, которые могут быть по результатам проверки:
1) Агрессивное налоговое планирование (уменьшение подлежащих уплате сумм налогов за счет необоснованных вычетов по НДС, расходов по налогу на прибыль, УСН, незаконного применения спецрежимов, в том числе использование фирм
однодневок и схемы дробления);
2) Нарушение методологии налогового учета (неправильное применение нормы НК РФ при исчислении налогов. Например, не удержанный НДФЛ при предоставлении займа, неправильно рассчитанная амортизация и т.д.);
2. Проработка плана минимизации негативных последствий.
План всегда индивидуален и зависит от возможных претензий налоговой инспекции.
Основная задача - эффективность, нацеленная на исключение претензий либо, если это невозможно, на будущий возможный спор с налоговым органом.
Например, при высокой вероятности выявления среди поставщиков лиц, которые могут оказаться недобросовестными налогоплательщиками, необходимо определить способы доказывания реальности отраженной в учете операции, должной осмотрительности при выборе поставщика, а также отсутствие умысла у налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды. Либо, если возможны претензии относительно дробления, необходимо проработать деловую цель и самостоятельность участников группы, результаты хозяйственной деятельности которых могут быть объединены.
3. Назначение ответственного за подготовку к проверке.
Это должно быть лицо, которое знакомо с особенностями бухгалтерского и налогового учета, знает положения НК РФ в части налогового контроля и имеет личный опыт взаимоотношений с налоговым органом и выездных проверок. Это же лицо должно сопровождать проверку и контролировать её ход, в случае назначения таковой.
4. Подготовка сотрудников к возможной проверке.
Необходимо проинструктировать ключевых сотрудников о грядущей проверке.
Особенно важно оценить возможность допроса отдельных (в том числе бывших) сотрудников, поскольку налоговый орган приходит на проверку для того, чтобы подтвердить предположения о нарушениях, сформированные на стадии предпроверочного анализа. Сотрудникам необходимо разъяснить их права и последствия дачи каких бы то ни было показаний. Свободное общение налогового инспектора с сотрудниками предприятия нельзя допускать ни перед проверкой, ни в ходе проверки.
5. Подготовка контрагентов к возможной проверке самого налогоплательщика.
Поскольку налоговый орган анализирует правильность отражениях (учета) хозяйственных операций налогоплательщика с третьими лицами, необходимо проверить основных и проблемных поставщиков на предмет их лояльности и способности ответить на запросы налогового орган, а также предоставить проверяющим соответствующие документы.
Важно! Лучше, если контрагент сообщит налогоплательщику о поступившем ему требовании и согласует с ним варианты ответа на него.
6. Инвентаризация первичной документации
Без документов, необходимых для обоснования хозяйственной операции не проходит ни одна проверка и отсутствие таковых неминуемо повлечет претензии, равно как и наличие в таких документов существенных недочетов.
Особенно следует уделить внимание документам по взаимоотношениям с проблемными контрагентами и заранее подготовить досье на каждого с целью подтвердить наличие у контрагента деловой репутации, материально-технического обеспечения и возможности произвести поставку товаров (работ, услуг), то есть быть способным обосновать проявление надлежащей осмотрительности.
7. Формирование резервной копии базы данных и электронных документов
На проверке может быть поздно делать резервные источники данных, учитывая, что выемку могут назначить сразу после вручения решения о выездной проверке.
8. Подготовка помещений и компьютеров
Задача минимум - убрать все лишнее, задача максимум - иметь возможность предоставить отдельное изолированное помещение и компьютер для инспектора с целью исключения бесконтрольного взаимодействия сотрудников налогоплательщика с проверяющими инспекторами.