Блог
Каждый хозяйствующий экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет с момента государственной регистрации и до момента прекращения деятельности, будь то реорганизация или ликвидация. Зачем нужен бухгалтерский учет? Какие цели и задачи бухгалтерского учета? Можно ли не вести бухгалтерский учет? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Что такое бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).
Проще говоря, в процессе хозяйственной деятельности предприятия системно фиксируются все финансово-хозяйственные операции, данные об имуществе, активах, обязательствах. Сбор информации происходит непрерывно, сплошным образом и выражается в финансовых показателях.
Условно документы, которые регулируют бухучет, можно разделить на следующие группы:
Федеральные и отраслевые стандарты применяются в обязательном порядке, если иное применение не установлено в самом стандарте. В них заложены минимальные требования касательно ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами.
Федеральные стандарты могут устанавливать требования к ведению учета касательно определенных видов экономической деятельности. Соответственно отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов относительно вида экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. Они направлены на правильность применения федеральных и отраслевых стандартов.
Стандарты организации применяются в конкретном предприятии для упорядочивания учета, учитывая допустим сеть филиалов, дочерних предприятий, специфику предприятия. Организация сама принимает решение о разработке стандартов бухгалтерского учета определенных участков учета, об их утверждении, порядке применения. Самостоятельно следит за актуальностью, вносит своевременно изменения в стандарты, принимает решение об отмене стандартов.
Методологическую основу организации ведения бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, которые осуществляются посредством следующих элементов:
1. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА – это экономическая группировка, представленная в виде таблицы, в которой накапливается текущая информация, систематизируется о хозяйственных операциях, об активах, имуществе, источниках их получения.
2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью первичных документов. Первичные документы должны отвечать предъявляемым к ним требованиям: быть достоверными, ясными, объективными. Они позволяют совершать сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
3. ОЦЕНКА – способ выражения имущества предприятия и его источников в денежном эквиваленте.
4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Проводится путем взвешивания, подсчета, взаимной сверки, описания имущества.
5. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ - с помощью этого способа происходит регистрация хозяйственной операции на бухгалтерских счетах в равных суммах одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого счета.
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС – представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования. Бухгалтерский баланс составляется на 1-е число месяца, квартала, года. Имущество предприятия можно рассмотреть в бухгалтерском балансе с двух позиций: по составу и размещению, по источникам образования.
7. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ – представляет собой систему показателей за определенный период, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.
8. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ – это способ определения затрат и определение себестоимости. Исчисление себестоимости - способ определения фактических затрат в денежном выражении на единицу продукции.
Чем отличаются бухгалтерский и налоговый учет
Глобальное различие это в цели ведения учета:
Различие между бухгалтерским и налоговым учетом выражается также в следующих моментах:
Организует ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Руководитель экономического субъекта должен определиться с возложением обязанности по ведению бухгалтерского учета. Возможны несколько вариантов. Бухгалтерский учет в организации может вести (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
Обязанность по ведению бухгалтерского учета закреплена п.1 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:...1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом...
Следовательно, выбора нет, и вопрос не должен стоять вести или не вести бухгалтерский учет. В случае халатного ведения бухгалтерского учета, несвоевременного предоставления налоговой отчетности налоговым органам, искажения налоговой отчетности и допущения ошибок в исчислении налогов, неполной их уплате, предприятие подвергает себя рискам наложения административных штрафов. А в случае неуплаты значительных сумм налога, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.
Для внутренних пользователей формирование информации в бухгалтерском учете позволяет руководству:
1. осуществлять контроль за рациональным использованием материальных и денежных ресурсов;
2. выявлять внутрихозяйственные резервы;
3. принимать верные управленческие решения на перспективу развития предприятия;
4. анализировать изменение финансового состояния;
5. оценить финансовые результаты деятельности;
6. избежать рисков, которые негативно скажутся на деятельности.
Для внешних заинтересованных пользователей обеспечение учетной информацией позволяет отвечать многим потребностям:
1. сотрудникам организации - уверенность в стабильности и доходности работодателя, гарантировании выплаты предприятием заработной платы;
2. банковской сфере - уверенность в способности погашать займы и начисленные проценты;
3. инвесторам - способность организации эффективно распорядиться средствами, обеспечить повышение доходности, обеспечить выплату дивидендов;
4. поставщикам и подрядчикам - уверенность в выплате причитающихся им сумм за выполненные работы и поставленный товар;
5. покупателям и заказчикам - уверенность в дальнейшей деятельности предприятия.
Объектами бухучета организации являются (ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.
Основными принципами бухгалтерского учета являются следующие.
Как видим, для ведения бухгалтерского учета необходимо обладать профессиональными навыками, знаниями законодательной базы, практическим опытом, быть готовым нести ответственность за результат. Только доверив опытному профессионалу ведение бухгалтерского учета, руководитель предприятия может быть уверен в решениях задач, стоящих перед его бизнесом, в истинном положении дел на предприятии, минимизировать финансовые и налоговые риски.
ИнвестАудит оказывает услуги постановки, ведения и восстановления бухгалтерского учета. Опытные сотрудники удаленно занимаются всеми вопросами бухгалтерского учета.
Сопровождение бухгалтерии – ваш вариант, если очевидна экономия и преимущества бухгалтеров и консультантов извне.
Предварительную стоимость аутсорсинга бухгалтерских услуг в нашей компании вы можете рассчитать, оставив заявку по кнопке ниже.
Затраты на сопровождение бухгалтерии рассчитываются исходя из объема трудозатрат, учитывая систему налогообложения, вид оказываемых услуг, численность работников. «ИнвестАудит» бесплатно проводит экспресс-анализ состояния учета, что поможет выбрать оптимальный план бухгалтерского аутсорсинга.