Блог
Ну вот и закончился финансовый год. Вся первичная документация подшита, годовые отчеты подготовлены и сданы в срок. Но еще не время определять документы в архив. Большую, жирную точку прошедшему году в финансово-хозяйственном плане должен поставить аудит.
Аудиторской проверке - быть!
Аудит проводится, чтобы получить достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проанализировать бухгалтерскую отчетность. Он подразделяется на обязательный и инициативный. Обязательный аудит необходим ежегодно для предприятий, определенных ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Инициативный аудит выполняется по решению учредителей или руководства организации. Такие проверки позволяют оценить корректность ведения учета, состояние бухгалтерского учета при смене главного бухгалтера или если необходимо подготовиться к открытию кредитной линии.
Проведение аудиторской проверки позволяет повысить доверие к вашей организации, дает возможность использовать это как значимый аргумент при переговорах с заказчиками. Поэтому аудиторская фирма выступает надежным независимым экспертом для главного бухгалтера или руководителя компании. Ведь основная задача аудиторов при проведении обязательного аудита - выразить мнение о достоверности отчетности, а при проведении инициативного аудита к экспертному аудиторскому заключению добавляется отчет по выявленным ошибкам при ведении бухгалтерского, налогового учета и пути устранения этих ошибок.
Благодаря грамотным действиям аудиторов предприятие может подготовиться вполне успешно к налоговой проверке, перестроить бизнес-процессы для оптимальной работы. Все это положительно скажется на финансовой деятельности вашего предприятия.
Ваша организация столкнулась с необходимостью проведения аудита, а вы раньше никогда не работали с аудиторами? Так давайте вместе, шаг за шагом, разберемся, как главному бухгалтеру подготовиться к аудиторской проверке, чтобы выглядеть достойно. Какие документы вам необходимо предоставить аудиту для полной оценки ведения учета?
С чем будет работать аудитор?
Вот примерный перечень учредительных документов, локальных актов предприятия нужных аудитору (утвержденного законодательством перечня нет):
А также бухгалтерские документы за проверяемый период:
Каким документам, процессам уделить особо пристальное внимание?
1. Учетная политика. Основной документ бухгалтера. Она должна содержать все аспекты учета, должны быть прописаны используемые способы ведения учета. Учетная политика закрепляет используемый план бухгалтерских счетов, применяемые организацией формы первичных учетных документов. Учетная политика определяет учет оценочных обязательств, порядок проведения инвентаризации расчетов, обязательств, активов. Учетная политика закрепляет правила документооборота. Учетная политика должна содержать все изменения, которые затрагивают новые стандарты бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерская отчетность. Все без исключения аудиторские проверки предполагают проверку финансовой отчетности. Именно это направление является основным, как для обязательного аудита, так и для инициативного. На основании баланса, отчета о финансовых результатах, проверяющие оценивают финансовые риски, просчитывают прогнозы касательно дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Главный бухгалтер должен подготовиться, проверить комплектность проверяемой финансовой отчетности. Нужно проанализировать качество заполнения всех форм, приложений. Убедиться в соответствии данных отчетности бухгалтерскому учету. При формировании финансовой отчетности посредством 1С могут не заполняться автоматически некоторые строки, их необходимо внести руками. Удостовериться, что все отчетные формы сданы без нарушений сроков, установленных законодательством. Если организация подпадает под условие размещения отчетности на официальном сайте, проконтролировать ее размещение.
3. Первичная документация. Это самая больная ниша для организации, потому как наличие большого количества документов требует особого внимания. Здесь спасет только ежедневное отслеживание своевременного поступления первичных документов, их оформление в соответствии с законодательством, наличие всех оригинальных подписей.
4. Инвентаризация. Организации обязаны проводить инвентаризацию ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Необходимо убедиться, что инвентаризация проведена, охвачены все объекты. Результаты оформлены в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества, финансовых обязательств. В некоторых случаях на проведение инвентаризации необходимо привлечь аудитора, лучше уточнить у него это заранее. В противном случае это может послужить основанием для оговорки в аудиторском заключении. Проведение инвентаризации забалансовых счетов является обязательным.
5. Порядок соблюдения кассовой дисциплины. Необходимо проконтролировать ежедневное заполнение кассовой книги. Входящие, исходящие остатки корректны. Ежедневно заполняется кассиром, подписывается главным бухгалтером.
За исключением малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, лимит кассы необходимо соблюдать всем организациям. Лимит кассы должен утверждаться приказом по предприятию. Убедитесь, что ежедневный остаток кассы не больше установленного лимита. Если лимит кассы не утвержден приказом, лимит считается равным нулю. Как следствие, наличие денежных средств в кассе будет считаться превышением лимита.
6. Трудовые договоры. Необходимо подготовиться по оплате труда и расчетам с сотрудниками. Касательно соблюдения предприятием Трудового Кодекса, с сотрудниками обязательно оформляются трудовые договоры. Начисление заработной платы, производственные графики, условия труда — все эти вопросы регулируются внутренними документами предприятия. Необходимо к началу проверки приготовить локальные акты, график отпусков. График отпусков утверждается не позднее 17 декабря предшествующего года. Отсутствие графика отпусков расценивается как нарушение трудового законодательства. Расчетные ведомости запрашиваются для оценки правильности исчисления сумм заработной платы, своевременности выплаты заработной платы сотрудникам. По расчетной ведомости можно оценить полную картину по расчетам по налогу на доходы физических лиц, исчисления страховых взносов.
Аудитор - кто он: друг, враг или сторонний эксперт?
Неправильную позицию занимают главный бухгалтер вместе с руководителем, враждебно настроенные против проверяющей аудиторской компании. Стараясь дать информацию по форме, препятствующей быстрой оценке, надеются при проведении проверки на обнаружение меньшего количества ошибок. А ведь неисправленные ошибки приводят к наказаниям, предусмотренным Налоговым, Административным, Уголовным Кодексами. Такое отношение не способствует налаживанию контакта между проверяющими и сотрудниками предприятия.
По окончанию проверки готовится отчет (письменная информация), аудиторское заключение. В отчете перечисляются обнаруженные нарушения, бизнес-процессы в которых они присутствуют. Указывается ссылка на нормативный документ, регламентирующий данный бизнес-процесс. Прописываются санкции к которым приводят нарушения, способ исправления данных нарушений. Аудиторское заключение отражает как проходила проверка, какие виды учета определяет учетная политика, состав, состояние бухгалтерской отчетности. Какие замечания, ошибки были устранены в ходе проверки.
Достигается главная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой отчетности вашего предприятия и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Выявляется несопоставимость в системе ведения учета, недостатки в составлении отчетности, определяются нарушения сферы трудового законодательства и права. Результатом являются рекомендации по устранению ошибок, усовершенствование, повышение эффективности существующей системы учета. Поэтому к аудиторской компании надо относиться не как к контролирующему карающему органу, а как к союзнику.
Пройдя пошагово ступени самоконтроля, главный бухгалтер сможет подготовиться к аудиторской проверке, без паники сотрудничать с аудиторами и получить положительное аудиторское заключение.