Блог
Предисловие.
Камеральные налоговые проверки известны очень давно. Действующее законодательство в этой части существенно не меняется и является относительно стабильным.
В настоящей статье мы представили сведения о таком виде контроля со стороны налоговых органов как камеральные проверки.
Это не научная статья. Мы не претендуем на новизну материала. Основная цель данной публикации - дать максимально полезную и доступную информацию для деловых людей и бухгалтеров с точки зрения действующего законодательства и существующей практики его применения, помноженную на собственный опыт участия в мероприятиях камерального контроля: "в шкуре" налогового инспектора; помощника арбитражного судьи; налогового юриста.
1. Что такое камеральная налоговая проверка и чем она отличается от выездной.
2. Полномочия налогового органа при камеральной проверке.
3. Срок проведения проверки.
4. Претензии по результатам проверки.
5. Особенности проведения камеральной проверки по НДС.
Что такое камеральная налоговая проверка и чем она отличается от выездной.
Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает всего два вида проверок, предметом которых является полнота и своевременность уплаты налогов: выездные и камеральные.
Камеральные проверки имеют свои отличительные особенности:
- камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
- причиной (основанием) для проведения камеральной проверки является налоговая декларация (расчет), которую налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговую инспекцию. Для возбуждения камеральной проверки налоговому органу ничего иного не требуется, в том числе не надо никакого специального решения либо уведомления о начале проверки. То есть, проверка начинается автоматически с момента сдачи любых декларации или расчета по налогу (взносу).
В статье 88 Налогового кодекса РФ указано, что камеральная проверка возможна "на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа".
В этой связи принято считать, что поверка возможна только, если представлена декларация (расчет). Однако, мы лично были участниками судебного процесса, в рамках которого налогоплательщик оспаривал решение по камеральной проверке, проведенной без налоговой декларации на основании имеющихся у налогового органа документов и суд признал за налоговым органом наличие возможности провести проверку без декларации, однако посчитал, что в той ситуации налогоплательщик никаких нарушений законодательства не допустил (фабула дела: организация не считала себя плательщиком конкретного налога и не подавала соответствующих деклараций, но налоговый орган занял иную позицию и провел проверку без деклараций на основании иных имеющихся документов).
Что может являться "другим документом о деятельности налогоплательщика, имеющимся у налогового органа"?
По большому счету - это практически все, что угодно. Например: декларации за иные периоды и (или) по иным налогам; результаты предыдущих проверок; результаты проверок контрагентов этого налогоплательщика; документы из банковской организации, в которой открыт счет налогоплательщика; документы, полученные по встречным проверкам; документы, которые были переданы налоговому органу в результате межведомственного взаимодействия с иными правоохранительными органами; и др.;
- камеральная проверка проводится по тому налогу, по которому представлена отчетность и только за тот период, который обозначен в этой отчетности;
- общий срок проведения камеральной проверки - 3 месяца с момента представления налоговой декларации. Специальный срок установлен для проверки декларации по НДС и составляет 2 месяца, если никаких нарушений не установлено;
- на камеральной проверке у налогового органа имеется ограниченный перечень правомочий по проведению мероприятий налогового контроля.
Для выездной проверки, в отличие от камеральной, установлены иные сроки, не имеет значение факт представления налоговой декларации, а сама проверка, как правило, проводится на территории налогоплательщика. Объем компетенции и возможностей у налогового органа на выездной проверке значительно больше.
Опытное мнение: камеральная проверка - это счетная проверка, поскольку основным ее направлением является контроль числовых показателей, содержащихся в налоговой декларации и расчете. При данном виде контроля, в первую очередь, производится: проверка логических связей, сопоставимость и взаимоувязка между отдельными показателями как в рамках конкретной декларации (расчете) по определенному налогу (сбору, взносу), так и за иные периоды, а равно по иным налогам (сборам, взносам); арифметическая верность заявленных показателей; формализованная проверка обоснованности заявленных вычетов и льгот.
В этом также имеется отличие от выездной проверки, которая направлена не на анализ числовых показателей, а на проверку обоснованности заявленных и уплаченных сумм с точки зрения анализа хозяйственных операций.
Этому может служить следующее объяснение: в рамках камеральной проверки и коротких сроков на ее проведение достаточно сложно подробно проанализировать большое количество документов и фактов, чтобы вынести обоснованный вердикт о допущенных нарушениях. Случается, что налоговый орган по результатам камеральной проверки специально не составляет акт проверки, даже если видит какие-либо нарушения, поскольку понимает недостаточность собранных доказательств, и оставляет эти вопросы для выездной проверки.
В течение последних, наверное, 15 лет менялось отношение к камеральным проверкам со стороны руководителей Федеральной налоговой службы РФ.
Был период, когда роль камеральной проверки возрастала и пытались за счет такого мероприятия повысить показатели собираемости. Этот период был не долгим, поскольку глубина и сроки проверки ограничены юридически.
Затем основную роль в собираемости отвели выездным проверкам. Они и сегодня намного больше "приносят" денежных средств в бюджет, если результаты сравнивать с итогами камеральных проверок.
Сегодня есть и камеральные, и выездные проверки. Но, в настоящее время основная задача по обеспечению прироста собираемости поступлений в бюджет за счет дополнительных начислений по результатам камерального контроля несколько отошла на второй план. Налоговые органы на местах ориентированы на максимальный сбор дополнительных налоговых платежей без процедуры налоговой проверки - за счет так называемых комиссий по легализации налоговой базы, на которых налогоплательщику предлагают самостоятельно подать уточненные налоговые декларации с доплатой налога под угрозой проведения налоговой проверки. Чтобы побудить налогоплательщика на подачу уточненных деклараций, налоговый орган сообщает о выявленных на стадии предпроверочного анализа нарушениях и возможных суммах доначислений налогов, пеней и штрафа, а также перспективе возбуждения уголовного дела.
Что сказать! Это дает свои результаты. Без проверки (то есть без значительных временных и трудовых затрат) обеспечивается поступление значительной доли дополнительных налоговых денег в бюджет!
Тем не менее, камеральные проверки есть до сих пор. Также есть претензии по их результатам, равно как и иные связанные с камеральными проверками вопросы.
Полномочия налогового органа при камеральной проверке.
Во-первых, полномочия налогового органа четко регламентированы действующим Налоговым кодексом РФ;
Во-вторых, объем полномочий налогового инспектора при проведении камеральных проверок является усеченным. То есть, далеко не все, что закреплено в Налоговом кодексе РФ, применяется при камеральных проверках.
В-третьих, полномочия реализуются инспектором не просто так, а в определенных случаях.
Все это отличает возможности инспектора на камеральной проверке по сравнению с выездной формой контроля.
Что может инспектор на камеральной проверке:
Полномочия |
Условия |
Истребование пояснений (или предложение представить уточненную декларацию) |
1. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
|
Пояснения о причинах убытка |
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. |
Пояснения по примененным льготам и подтверждающие документы |
Возможно только, если налогоплательщик воспользовался льготами по налогам. |
Документы в обоснование вычетов по НДС |
Только по декларации по НДС, и только для подтверждения вычетов. |
Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к определенным операциям в отношении декларации по НДС |
Только по декларации по НДС, если установлены: - противоречия между сведениями в налоговой декларации; - несоответствия сведений, содержащихся в налоговой декларации налогоплательщика и налоговой декларации (журналах полученных и выставленных счетов-фактур) его контрагента в отношении одних и тех же операций; При этом, должно выполняться обязательное условие - если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. |
Сведения о периоде участия в договоре инвестиционного товарищества, о приходящейся доле прибыли (расходов, убытков) |
Только в рамках налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций либо налогу на доходы физических лиц. Требовать сведения могут исключительно от участника договора инвестиционного товарищества. |
Первичные и иные документы, подтверждающие показатели уточненной декларации, аналитические регистры налогового учета |
Только при условии подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, когда такая декларация подлежала сдаче, если в ней уменьшена сумма налога к уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) |
Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения налоговых вычетов сумм акциза, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям |
Только в рамках проведения камеральной проверки по акцизам. Истребование возможно по декларации, в которой заявлены налоговые вычеты в связи: - с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции); - с возвратом налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику - производителю этилового спирта; - с заявлением вычетов сумм акциза, уплаченных при ввозе подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. |
Документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, признается территория Российской Федерации |
Только при проведении камеральной проверки декларации по НДС иностранной организации в отношении определенного перечня услуг (пункт 1 статьи 174.2 НК РФ). |
Сведения и документы, подтверждающие правомерность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов |
Только при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам. |
Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС в отношении продавцов розничной торговли иностранным гражданам |
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа. |
Пояснения и документы, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета |
По только в отношении декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет. |
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов по природным ресурсам. |
При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. |