Блог
Сегодня выездные налоговые проверки назначаются по определенному алгоритму. Инспектор не придет на предприятие, если у него не будет понимания того, какие нарушения имеются у налогоплательщика и за счет чего можно обеспечить поступление доначисленной суммы в бюджет.
Поэтому деятельность по планированию и назначению выездных проверок сегодня проходит по определенному алгоритму (краткая версия).
1 этап: из всей массы налогоплательщиков, состоящих на учете в территориальной налоговой инспекции, выбираются плательщики, которые по определенным критериям обращают на себя внимание.
2 этап: проведение предпроверочного анализа из той массы налогоплательщиков, которая была определена по результатам первого этапа;
3 этап: определение списка тех, к кому придут с проверкой осуществляется по принципам: есть нарушения; высокая сумма предполагаемых начислений; имеется возможность реального взыскания денег в бюджет.
Из этого алгоритма есть некоторые исключения. Например, в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, как правило, приходят на проверку регулярно и ко всем, без исключений. Также, в последнее время управления ФНС по субъектам РФ сами определяют, к кому нижестоящая инспекция должна прийти на проверку, не спрашивая мнения последней. Более того, по так называемым «сложным разрывам» по НДС необходимость проведения проверки может быть обозначена из центрального аппарата ФНС России.
Но в данном случае речь не совсем об этом, а о том, что ФНС обновлены некоторые показатели (критерии) первого этапа.
Данные критерии были разработаны давно и доведены до налоговых органов, а также для налогоплательщиков приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Это общедоступный приказ ФНС России, по которому любой налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность обращения внимания на себя со стороны ФНС. Возможные иные критерии, которыми руководствуются при назначении выездных проверок, официально не опубликован.
Всего в названном приказе 12 критериев, по которым можно определить интерес к себе. Чем больше критериев присутствуют в деятельности конкретного налогоплательщика, тем больше вероятность проведения предпроверочного анализа и назначения проверки.
Отдельные критерии основаны на числовых статистических показателях, которые обновляются ежегодно.
Например, такой показатель как «налоговая нагрузка», имеет большое значение, на что в сентябре 2018 года акцентировал внимание глава ФНС М. Мишустин на сессии ВЭФ «Модернизация налогового администрирования как фактор инвестиционной привлекательности Дальнего Востока» (цитата): «Основным критерием для выездной проверки является налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. К примеру, на Дальнем Востоке присутствуют компании, имеющие нагрузку в 10 раз меньшую, чем в целом по отрасли, и это повод для проверки. С такими нам не по пути».
Этот показатель изменился. Для примера, в отношении строительного дела нагрузка увеличилась и составила в 2018 году 10,4%, против 10,2% в 2017 году, а налоговая нагрузка оптовой торговли – снизилась до 2,7% (была 3,2%).
Есть и другие показатели, например, рентабельность, которая также изменилась в различных отраслях в разные стороны.
С изменениями Вы можете ознакомиться на сайте ФНС России