Блог
Сергей РЮМИН
юрисконсульт
|
|
Как было: пункт 2 статьи 88 НК РФ
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
Как будет: пункт 2 статьи 88 НК РФ
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).
Комментарий:
полагаем такие изменения позитивными, поскольку будет укорочен период, в течение которого налоговый орган может проводить камеральную проверку и, соответственно, истребовать документы и пояснения, производить иные действия по налоговому контролю.
И только, в случае установления признаков какого-либо нарушения, срок проверки будет продлен.
Но, сильно обольщаться не стоит. Суть не меняется и один месяц из трех особо ситуацию не меняет.
Бухгалтеры организаций на общей системе налогообложения очень хорошо знают количество требований и запросов по НДС от налогового инспектора. Просто теперь то же самое количество будут отправлять налогоплательщику не в течение трех, а в течение двух месяцев.
Кроме того, если у налогового органа очень много вопросов по камеральной проверке НДС, то это уже является косвенным признаком того, что имеются нарушения. Продлить проверку, думаем, не составит труда.
Как было: подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ
В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация
Как будет: подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ
Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)
Комментарий:
этой действительно положительное изменение, которое поможет избежать ненужных проблем.
В нашей практике были случаи, когда после получения клиентом акта по выездной налоговой проверке приходило понимание того, что сумму дополнительно начисленного налога можно уменьшить за счет подачи уточненной налоговой декларации за уже проверенный период, в которой завить, например, дополнительные расходы по налогу на прибыль, не учтенные ранее.
Но, от этого варианта приходилось отказываться, поскольку клиент знал о своих нарушениях, которые не были изначально обнаружены налоговым органом по соответствующему налогу. Подача уточненной декларации могла спровоцировать еще большие доначисления, при условии, что инспектор обнаружит то, что сразу не увидел. Вероятность, повышается автоматически, поскольку в поле зрения инспектора будет не 3 года как при выездной проверке, а, скажем, 1 и рассматривать он декларацию будет более подробно.
Но, с 03.09.2018 подача в рассмотренной ситуации уточненной налоговой декларации становиться безопасным способом снижения нагрузки, так как инспектор будет не вправе исследовать иные показатели (операции, отношения), кроме тех, что изменены налогоплательщиком.
Как было: статья 90 НК РФ
В статье 90 НК РФ не было никаких положений, на основании которых после допроса свидетеля последний мог получить копию протокола.
Как будет: пункт 6 статьи 90 НК РФ
Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.
Комментарий:
в статье 90 НК РФ не было никаких положений, на основании которых после допроса свидетеля последний мог получить копию протокола.
На практике было как угодно: некоторые инспекторы давали копии протокола и не видели в этом ничего плохого; другие разрешали только сфотографировать, а третьи грудью защищали протокол допроса и ни при каких обстоятельствах не давали копии.
Более того, на практике много случаев, когда проходит проверка конкретного налогоплательщика и ему достоверно известно, что в ходе проверки был допрошен свидетель и дал показания, опровергающие позицию налоговой службы, но сама инспекция эти показания не приобщила к материалам проверки. Приходилось буквально с боем доказывать, что был допрос и его нужно использовать либо приходилось заявлять ходатайство о допросе уже ранее допрошенного свидетеля.
Сейчас подобных ситуация можно избежать за счет обязательного вручения копии протокола допроса свидетелю. То есть это прямая обязанность инспектора.
Как было: пункт 5 статьи 93 НК РФ
В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Как будет: пункт 5 статьи 93 НК РФ
Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Комментарий:
положительное изменение. Как Вы можете видеть по выделенным жирным курсивом словам, ранее можно было не предоставлять повторно только в случае проведения камеральной или выездной проверки.
То есть, в случае представления в рамках статьи 93.1 НК РФ (то есть при встречной проверке или по конкретной сделке) каких-либо документов не снимало обязанности по их повторной передаче инспектору при очередном запросе.
С 03.09.2018 не будет иметь значение основание, по которому Вы раньше соответствующие документы передавали. Главное об этом сообщить налоговой инспекции, если идет повторное истребование.
Как было: пункт 5 статьи 93.1 НК РФ
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.
Как было: пункт 5 статьи 93.1 НК РФ
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса
Комментарий:
не перепутайте, речь идет именно в части истребования документов по конкретной сделке в порядке пункта 2 статьи 93.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Основание для истребования документов налоговая указывает в требовании. Это касается и названного пункта 2 статьи 93.1 НК РФ.
Именно в этом случае срок ответа увеличивается с 5 до 10 рабочих дней.
В части встречной проверки (то есть, когда у Вас спрашивают документы в отношении какого-либо контрагента) в порядке пункта 1 статьи 93.1 НК РФ ничего не изменилось – остались те же 5 дней.
Как было: абзац второй пункта 4 статьи 101 НК РФ
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Как будет: абзац второй пункта 4 статьи 101 НК РФ
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Комментарий:
должностное лицо налогового органа, которое рассматривает материалы проверки и уполномочено выносить по ним решение, теперь не может исследовать доказательства, если они не были предъявлены для ознакомления налогоплательщику.
Посмотрим, как будет на практике. Сегодня сплошь и рядом налоговая в акте проверки указывает на какие-либо факты, но документов, их подтверждающих, налогоплательщику не предоставляет. Даже ходатайство о передаче копий соответствующих доказательств не дает результатов, поскольку документы, как правило, не передаются.
Как было: пункт 6.1 статьи 101 НК РФ
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Как будет: пункт 6.1 статьи 101 НК РФ
Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.
Комментарий:
сегодня дело обстоит таким образом, что если по итогам проверки налоговому органу недостаточно доказательств, то он назначает дополнительные мероприятия налогового контроля, то есть продолжает проверку на 1 месяц. По итогам такой дополнительной проверки налоговики в акт проверки никаких изменений не вносили и не дополняли его.
Между тем, в ходе мероприятий дополнительного налогового контроля могли получить доказательства, которые оказывали существенное влияние на суть претензий.
В итоге, мнение налогового органа о том, к каким выводам приводят дополнительные доказательства, налогоплательщик не знал и свою позицию представлял, предугадывая такие выводы.
После 03.09.2018 налоговая обязана будет писать свои дополнения к акту и давать с ними знакомиться, чтобы налогоплательщик мог на них адекватно реагировать.
Таким образом, рассмотренные положения закона о внесении изменений оцениваются нами положительно. Как будет развиваться практика, посмотрим, но задумка - не плохая.