Блог
На этой неделе «Ведомости» опубликовало статью о предложениях Министерства Финансов по реформированию системы страховых взносов и повышению НДС.
Идеи были озвучены на совещании у Президента. Решений пока нет.
Сейчас взносы работодателей в Пенсионный фонд составляют 22% с зарплаты до 796 000 рублей в год, в Фонд социального страхования – 2,9% с зарплаты до 670 000 рублей в год, в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты. Минфин хочет с 2017 года собирать их по единой ставке, которая к 2019 году должна закрепиться на уровне 26%. По закону с 2019 года взносы увеличиваются до 34%, и Министерство подает свою инициативу как снижение налоговой нагрузки.
Но, как нам представляется, такое, на первый взгляд, снижение, не всегда будет приводит к реальному уменьшению нагрузки.
Дело в том, что сейчас в соответствии с Законом № 212-ФЗ минимально возможный размер страховых взносов составляет 15.1% (в ПФР 10%, если выплаты работнику превысят 796 000 руб., в ФСС – 0%, если выплаты превысят 670 000 руб. в ФОМС – 5,1%. В итоге, чем выше заработная плата у сотрудника, тем меньше процент страховых взносов нужно за него уплатить (после превышения определенной суммы заработной платы).
Предложения, озвученные Минфином, уравнивают ставку до 26% без каких бы то ни было условий о снижении в зависимости от суммы заработка.
В итоге получится, что реальной снижение страховых взносов будет иметь место только в отношении сотрудников с небольшим либо средним доходом. В отношении сотрудников с высоким доходом, напротив, совокупная сумма взносов будет выше.
Другое предложение Минфина - в 2017 году повысить НДС до 20%. Льготную ставку в 10% нужно поднять до 12%, а потом повышать еще на 2% ежегодно вплоть до достижения нельготной планки, считают финансовые чиновники. По их оценкам, это принесет бюджету 600 млрд. рублей только в 2017 году.
Очевидно, что повышение НДС до 20% с постепенной унификацией льготы разгонит инфляцию. Кроме того, это повлечет неминуемое удорожание товаров, работ услуг для кошельков обычных граждан.
Пока это еще только планы. Но слишком реалистично они звучат. Утешает лишь одно - провести эти реформы с 2017 года с учетом социально-политической ситуации и моратория не повышать налоги до 2018 года, как нам представляется, вряд ли удастся.