Электронное требование налоговиков: не прочитал = не получил
Документы от налоговых органов могут быть переданы лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО), если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК. Это установлено абзацем 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ.
Те налогоплательщики, которые в соответствии с НК РФ обязаны представлять документы налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, получают от налогового органа требования в электронной форме по ТКС.
При этом, при получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по ТКС налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе. Требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика
В случае, если квитанция о приеме налогоплательщиком не формируется, инспекция обязана направить такое же требование на бумажном носителе.
В письме от 16 февраля 2016 г. № ЕД-4-2/2436@ ФНС РФ указала, что, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком.
Аналогичная позиция была выражена в одном из судебных дел (А25-1548/2015).
Правовой департамент АКГ «ИнвестАудит» рекомендует своим клиентам использовать данную информацию в отношениях с налоговым органом, в том числе в случае попытки привлечения к ответственности за неисполнение требования, если электронное требование было несвоевременно открыто налогоплательщиком.