Блог
СРО НП "Аудиторская палата России" разработала проект письма (присланное в редакцию одним из ее членов), которое, возможно, будет направлено в Минфин, с отзывом на планируемые изменения закона об аудиторской деятельности. В проекте письма высказаны замечания по инициативе Минфина о введении в закон требования к заключению договоров оказания аудиторских услуг по итогам проведения торгов в форме открытого конкурса (если иное не предусмотрено федеральным законом).
Соответственно, установленное пунктом 4 статьи 5 требование о конкурсной основе проведения обязательного аудита для предприятий с госучастием предлагается исключить. Изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2014 года.
Законопроект на эту тему размещен на едином портале раскрытия информации о проектах НПА и результатах их общественного обсуждения.
К настоящему моменту срок проведения общественного обсуждения законопроекта уже истек.
СРО НП АПР высказывает мнение, что "принятие законопроекта в предлагаемой редакции приведет к необходимости проводить открытый конкурс для всех организаций, планирующих заключить договор на осуществление аудита (как обязательного, так и инициативного) и оказание сопутствующих аудиту услуг, то есть к расширению перечня организаций, обязанных проводить открытый конкурс, и перечня договоров, заключаемых только на основании результатов открытых конкурсов, при этом в законопроекте не определены правила проведения торгов в форме открытого конкурса, что на практике может привести к применению разных подходов к организации конкурсов и, как следствие, необъективному отбору заказчиками аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов".
По мнению СРО, законопроект не решает задачи, поставленные перед ним в пояснительной записке, при этом "существенно осложнит процедуру заключения договоров на оказание аудиторских услуг для заказчиков и приведет к удорожанию аудиторских услуг".
Авторы проекта письма отмечают нецелесообразность распространения требования выбора аудитора по конкурсу на весь объем аудиторских услуг: "В отношении проведения инициативного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг заказчик может делать самостоятельный выбор поставщика таких услуг. Это утверждение косвенно можно подтвердить, сославшись на п. 9 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации" и п. 7 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 31 "Компиляция финансовой информации". В соответствии с указанным пунктом, независимость не является обязательным требованием при их проведении, отнесение данных аудиторских услуг наряду с обязательным аудитом в состав услуг, оказание которых должно осуществляться по договору, заключенному по итогам конкурса, считаем не обоснованным".
АПР также констатирует: "поскольку федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утрачивает силу с 1 января 2014 года, изменение редакции части 4 статьи 5 федерального закона "Об аудиторской деятельности" необходимо".
Однако вследствие принятия минфиновского законопроекта организатор конкурса должен будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса, а в части отношений, не урегулированных им, собственными правилами и стандартами. Между тем, отмечают авторы проекта письма, соответствующие нормы ГК противоречат требованиям законов об ООО и об АО об утверждении аудитора общим собранием участников.
"Нахождение денежных средств аудитора "в залоге" у аудируемого лица в качестве обеспечения исполнения контракта может представлять угрозу аудиторской независимости – угрозу личной заинтересованности и / или шантажа", - также считает АПР.
В связи с предстоящей утратой силы законом 94-ФЗ АПР предложила альтернативный вариант законопроекта - для предприятий с госучастием в размере от 25% оставить требование к выбору аудитора на основе конкурса, порядок проведения которого утвержден постановлением Правительства РФ № 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" от 30 ноября 2005 года.
Авторы проекта письма напоминают, что данным документом были утверждены "Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов".
Данные правила определяли порядок и периодичность проведения открытых конкурсов, требования к участникам, перечень сведений об организации, подлежащей обязательному аудиту, содержали антидемпинговый механизм, устанавливали правила администрирования открытых конкурсов, напомнила АПР.