Блог
В действующем Налоговом кодексе РФ, действительно, указано, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (пункт 8 статьи 89 Кодекса).
Однако, это лишь содержание закона, который мало соотносится с существующей реальностью.
Подход изменился!
Сегодня подход к проведению выездной налоговой проверки получил такое развитие, которое мало соответствует Налоговому кодексу РФ.
Фактически налоговая проверка ведется постоянно. Это перманентная слежка за налогоплательщиком при помощи специальных средств программного обеспечения. Информацию для такой слежки налоговый орган получает как из отчетности самого налогоплательщика, так и из отчетности его контрагентов. Значительную долю информации направляют банки, иные государственные органы и организации.
Не углубляясь в особенности получения налоговым органом информации, мы отметим лишь то, что сегодня Федеральная налоговая служба обладает значительным объемом сведений.
Эти сведения анализируются в постоянном режиме и, в случае возникновения подозрений, решение о возбуждении проверки не принимается автоматически. Начинается следующий этап.
«Предпроверочный анализ».
1. На этом этапе налоговый орган подключает инспекторов к аналитической работе и истребованию дополнительных документов и информации.
2. На этом этапе налогоплательщик получает требования, которые либо касаются частных вопросов, например, взаимоотношений с конкретным поставщиком, либо общих, за период 3 лет (следует отметить, что истребование информации за период 3 года без решения о проведении выездной налоговой проверки – это верный признак проведения предпроверочного анализа).
3. Также на этом этапе могут рассылать требования в адрес контрагентов, банков, иных органов и организаций с целью дополнительного сбора информации о налогоплательщике.
Если налоговый орган на этом этапе понимает, что имеют место быть нарушения, которые можно трансформировать в дополнительные начисления налогов (пеней и штрафа), что сбор доказательств о правонарушениях будет осуществлен без значительных затруднений, что в случае спора суд с высокой степенью вероятности поддержит налоговую инспекцию, что у налогоплательщика и его контролирующих лиц (директора, учредителя и др.) достаточно имущества для уплаты планируемой к доначислению суммы, то ТОЛЬКО в этом случае выносится решение о проведении проверки.
Данный этап оканчивается составлением документа под названием «Предпроверочный анализ», в котором подробно указаны УЖЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ и их ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Решение о назначении проверки выносится лишь для того, чтобы оформить проверочные мероприятия в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ и собрать недостающие доказательства.
! То есть, решение о назначении проверки – это соблюдение формальностей, без которых невозможны доначисления, не возможны дальнейшие действия по взысканию доначисляемых налогов.
Поэтому, дальновидный налогоплательщик во главе с руководителем и главным бухгалтером должны беспокоиться о выездной проверке не тогда, когда налоговая приходит с решением о её назначении. О возможной выездной проверке необходимо думать постоянно и заблаговременно оценивать решения и хозяйственные операции с точки зрения налоговой безопасности.
Своевременная подготовка к выездной проверке может помочь избежать финансовых претензий и потерь.
В этой связи хочется вспомнить латинское крылатое выражение «Хочешь мира – готовься к войне».
Особенно следует понимать, что с момента проявления активного интереса налоговой службы к налогоплательщику в виде направления требований за предыдущие периоды, в том числе к контрагентам налогоплательщика, заканчивается подготовка и начинается активная стадия.