Блог
Самозанятый – это физическое лицо, лично оказывающее услуги или выполняющее определенного рода работы для различных заказчиков. Самозанятый может иметь регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а может такой статус специально не получать, но при этом вести свой небольшой бизнес.
Для таких бизнесменов предусмотрели специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД), который имеет свои особенности и выгоды.
В том числе, по сравнению с иными режимами налогообложения, НПД позволяет самозанятому платить меньше итоговой суммы налогов.
Однако, выгоду в этом режиме видят не только самозанятые, но и заказчики, поскольку в случае привлечения к работам (услугам) самозанятого, вместо работника, заказчику не придется платить за него НДФЛ, а также страховые взносы с заработной платы, что по итогу оказывается существенно дешевле.
Налоговый орган такую заинтересованность со стороны заказчиков понимает и видит в этом подмену отношений (вместо трудовых, гражданско-правовые) с целью неуплаты налогов. В связи с этим, налоговая служба намерена пресекать злоупотребления со стороны работодателей.
16.09.2021 ФНС России подготовила письмо № АБ-4-20/13183@, в котором сообщила о своих намерениях борьбы с незаконной оптимизацией НДФЛ и страховых взносов.
Данное письмо будет полезно для налогоплательщиков, учитывая, что в нем изложены признаки, на основании которых налоговая служба будет выявлять нарушителей.
В том числе, ФНС выделяет несколько признаков подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД:
1. Организационная зависимость «плательщика НПД» от своего «Заказчика», то есть:
2. Инфраструктурная зависимость «плательщика НПД» от «Заказчика», то есть «плательщик НПД» выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием «Заказчика»;
3. Порядок оплаты услуг «плательщику НПД» и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.
ФНС РФ считает, что указанные признаки характеризуют «плательщика НПД» как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.
Данные признаки будут включены в состав критериев оценки налоговых рисков, утвержденный приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в связи с чем можно констатировать о повсеместном применении признаков для целей назначения выездной налоговой проверки.
Поскольку анализируемое письмо выражает подход налоговой службы к методам оценки отношений заказчика и самозанятого, постольку такой заказчик может самостоятельно оценить собственные риски будущих претензий от работы с самозанятыми, а также подготовиться к ним.
В своей практике ещё до момента выхода в свет письма ФНС от 16.09.2021 мы уже видели вопросы со стороны налоговой службы в части отношений с самозанятыми и полагаем, что работа в этом направлении со стороны ФНС будет усилена в ближайшее время.