Блог
Уважаемые коллеги, каждая организация находится под неусыпным контролем фискальных органов. Сейчас уже внедрена масса контрольных процедур и контрольных соотношений. Как внутри одного налога, так и перекрестные проверки между несколькими. Налоговые органы ничуть не скрывают эти инструменты, доводят их до налогоплательщиков.
Проверяющие пользуются проверочными листами, чек-листами для проверки бизнеса. Они содержат список вопросов, ответы на которые дают полную картину об объекте проверки. На основании анализа финансово-хозяйственной деятельности инспектора включают заинтересовавших их налогоплательщиков в план выездных проверок.
"Симптомы" для проверки бизнеса могут быть разные:
снижение налоговой нагрузки;
имеющийся убыток больше двух лет;
очень большие вычеты по НДС;
рост расходов опережает рост доходов;
доходы равны расходам;
среднемесячная заработная плата ниже чем средняя заработная плата отрасли;
критическое приближение к границам показателей, ограничивающих спецрежим;
игнорирование требований налогового органа о предоставлении пояснений;
частая смена юридического адреса (более двух раз);
слишком низкая рентабельность, чем средние показатели отрасли;
при приобретении товаров, работ, услуг применяется цепочка контрагентов;
контрагентами являются фирмы-однодневки.
Когда получите решение о проведении налоговой проверки, предпринять экстренные меры очень сложно. Поэтому рекомендуем вам тщательным образом, с помощью нашего чек-листа, привести в порядок заранее свои дела.
Чек-лист "Подготовка к налоговой проверке"
Блок "Счета-фактуры/УПД".
Львиная доля всех начисленных недоимок, штрафов, пени приходится на НДС и налог на прибыль.
Берем книгу продаж и книгу покупок.
1. Сверить наличие счетов-фактур/УПД с книгой покупок, книгой продаж.
2. В счетах-фактурах/УПД подписи только оригинальные (факсимиле заменить).
3. Получить от контрагента оригиналы счетов-фактур/УПД вместо отсканированных.
4. Исправления в счете-фактуре/УПД заверены подписями и печатями.
5. Присутствуют все реквизиты, идентифицирующие покупателя и продавца.
6. Заполнены все графы касательно товара (услуги), количества, цены, стоимости.
Блок "Экономическая обоснованность".
1. Наличие первичных документов по каждой сделке (акты выполненных работ, накладные, УПД).
2. Первичные документы содержат оригиналы подписей. Указаны наименование должности, ФИО подписанта.
3. Даты отгрузки/передачи/получения корректно заполнены.
4. Наличие пакета документов, подтверждающих должную осмотрительность при выборе контрагента, исключающих фирм-однодневок. Это могут быть копии Устава, Решение о назначении руководителя, паспортные данные руководителя, копии регистрационных документов, справка об отсутствии задолженности бюджету, сведения о блокировке расчетного счета, деловая репутация, сведения об экономической деятельности.
5. Перед крупными сделками зачастую предварительно ведется переписка, ее тоже лучше приложить.
6. Расходы 50/50. Когда вы сами чувствуете, что инспектор может здесь начать “копать”, особо уделите внимание пакету подтверждающих документов. Проверьте свои слабые стороны.
7. Сделки соответствуют рыночным ценам.
8. Авансовые отчеты содержат расходы производственного характера, направленные на получение прибыли, разумные и экономически обоснованные. Правильно оформленные.
9. Акты на списание материалов, ГСМ. Подписи членов комиссии. Акты утверждены директором (уполномоченным лицом). Комиссия утверждена приказом.
Блок "Трудовое законодательство".
1. Наличие заключенных трудовых договоров с сотрудниками.
2. Хранение трудовых книжек в сейфе.
3. Наличие должностных инструкций и ознакомление работников с ними.
4. Карточки Т-2 заполнены.
5. Сотрудники ознакомлены с Коллективным договором, Положением об оплате труда, Положением о внутреннем трудовом распорядке.
6. Весь персонал прошел инструктаж по охране труда.
7. Приказы по приему, переводу, увольнению сверить с Журналом регистрации приказов.
8. По уволенным работникам расчеты по выплате выходных пособий.
9. Штатное расписание утверждено приказом.
10. Наличие всех табелей.
11. График отпусков утвержден приказом.
12. Наличие пакетов документов, подтверждающие налоговые вычеты сотрудников по НДФЛ.
13. Ведомости начисления заработной платы.
14. Ведомости перечисления заработной платы, отпускных, других выплат.
15. Расчеты отпускных.
16. Листки нетрудоспособности все оформлены, расчеты по пособиям приложены.
Блок "Налоговая отчетность".
1. Сверить соответствие сумм в декларациях с регистрами бухгалтерского и налогового учета.
2. Подготовить подтверждающие документы, позволяющие вашему бизнесу применять льготы.
3. Подготовить документы, служащие основанием для расчета налогов: паспорта транспортных средств, кадастровые паспорта на земельные участки, регистрационные свидетельства на недвижимость и др.
Блок "Инструктаж".
1. Вывеска есть. На ней указано название предприятия, адрес, режим работы.
2. Деятельность ведется по юридическому адресу, указанному в Уставе.
3. Беседа с персоналом. Как правильно называется компания? Вид деятельности? Информация о руководителе?
4. Определить круг лиц, которых можно направить на допрос в налоговую, а каких ни в коем случае нельзя.
5. Вооружить всех девизом: "Краткость сестра таланта". Отвечать на вопросы налоговиков четко, кратко, по существу. Без размышлений вслух, высказывания догадок.
6. Изучить статьи 21,23,31,32 НК РФ о правах и обязанностях как налогоплательщика, так и налоговых органов. Ознакомившись с порядком проведения налоговой проверки, можно выстроить взаимодействие с работниками налогового органа.
7. Разъяснить работникам когда они обязаны давать показания, а когда могут отказаться.
8. Назначить ответственного сотрудника по взаимодействию с проверяющими.
9. Ограничить любое свободное общение персонала с инспекторами.
10.Разместить инспекторов в помещении, изолированном от основных офисных кабинетов.
11. Исключить доступ к документам, не имеющим отношения к теме и периоду проверки.
После того как вы поставили "галочки" напротив каждого пункта чек-листа, можно с уверенностью сказать, что вы не дадите повода инспектору снять вычет по НДС или признать расходы в целях налога на прибыль необоснованными, либо документально неподтвержденными.
Посмотрите на все свои документы, участвующие в финансово-хозяйственной деятельности, глазами налогового инспектора. Заранее побеспокойтесь о надежности документов, не дожидаясь получения требования.
Налоговая проверка процесс долгий, малоприятный и чреватый неожиданными поворотами. Инспектор выходит на проверку уже имея в виду конкретное нарушение, и в первом же требовании видно, на что он нацелился.
Налоговые юристы ИнвестАудит, при необходимости, могут сопроводить Вас, ваших сотрудников или сотрудников контрагента на допросы и пояснения. Очень важно чувствовать профессиональную поддержку в этой нерядовой ситуации, а также подготовится к посещению инспекции, обсудить все тонкие и сложные вопросы с опытным специалистом.
5 причин обратиться к нам:
1. Более 20 лет мы защищаем бизнес наших клиентов.
2. Очень высокий процент выигранных дел в сложных ситуациях.
3. Юристы "ИнвестАудит" имеют опыт работы в налоговых, правоохранительных и судебных органах и знают специфику изнутри.
4. Вернули более 2,2 млрд рублей излишне взысканных налогов.
5. Наши эксперты в области аудита, финансов, оценочной деятельности, методологии будут привлечены к консультированию по Вашему делу.
Оставить заявку на бесплатную консультацию налоговых юристов и прочитать подробную информацию об услуге можно по ссылке: https://investaudit.ru/yuridicheskie-uslugi/yuridicheskoe-soprovozhdenie-nalogovoy-proverki/