Блог
Федеральным законом от 29.07.2018 N 231-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введена новая норма – статья 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».
С 1 января 2019 года налоговые органы имеют право требовать у аудиторов и аудиторских организаций документы об их заказчиках. И аудиторы обязаны это требование исполнить.
В связи с принятием такой нормы средства массовой информации и интернет-источники заполняет информация о том, что «аудиторы будут стучать на своих заказчиков» и тому подобная информационная пропаганда.
Однако анализ новой нормы и соответствующих методических рекомендаций ФНС России показывает, что подобная истерия является не только преждевременной, но противоречащей новшеству.
Так, перечень случаев, в которых налоговики могут истребовать документы у аудиторов, строго ограничен. И таких случаев всего-навсего два:
- если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика и не были представлены в налоговый орган указанным лицом при проведении в отношении его выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства.
Внимательно прочитав случаи возможного истребования документов, можно убедиться, что вероятность истребования документов у аудиторов практически сведена к нулю, поскольку:
Дополнительным требованием к истребованию документов у аудиторов является процедура их истребования.
Так, любое требование в отношении аудируемого лица может быть направлено аудитору только на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Налоговые органы на местах, включая управления по субъектам Российской Федерации, не имеют самостоятельных полномочий по направлению требований аудиторам.
Таким образом, вероятность того, что аудируемым лицом заинтересуются на таком уровне, достаточно мала.
Идем дальше.
Перечень документов определяет сам налоговый орган.
Однако в любом случае в решении об истребовании документов в силу прямого требования Кодекса должны быть указаны реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию). При этом мы понимаем, что аудиторы не хранят всех первичных документов своего заказчика. А состав и наименование документов, составляемых аудиторами в ходе аудиторских проверок, в силу отсутствия единых требований к составу рабочей документации, весьма различен. То есть, по нашему мнению, чтобы соответствовать указанному требованию Кодекса, налоговый орган должен будет «поломать голову», либо точно заранее знать, что определенные документы у аудитора имеются.
С одной стороны, действия налоговых органов по истребованию документов и информации у аудиторов исключили из-под действия статьи 9 закона об аудиторской деятельности. С другой стороны, в силу прямого указания Кодекса, аудитор не может допрашиваться налоговыми органами об обстоятельствах, связанных с исполнением аудитором своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне. Полагаем, в данной части имеется некая конкуренция норм, и как они будут применяться, покажет время и судебная практика.
Ну и завершить, пожалуй, следует ответственностью аудитора за неисполнение требование налогового органа. Размер штрафа составляет 10 000 рублей.
Таким образом, полагаем, что по состоянию на сегодняшний день оснований для создания паники о том, что аудиторы «всех сдадут» нет совершенно никакой.
Особенно если аудируемые лица и аудиторы действуют в рамках правового поля и являются законопослушными, поводов для тревог нет вообще никаких.