Блог
Сергей РЮМИН
юрисконсульт
|
|
За красивыми словами скрываются не очень приятные процедуры взаимодействия с налоговыми органами: комиссии в инспекции; вызовы в налоговую; требования о предоставлении пояснений, представлении документов; предложение представить уточненные декларации и доплатить налог; запугивание выездной проверкой.
При этом, такие процедуры законом (Налоговым кодексом РФ) не предусмотрены. Есть некоторые письма ФНС, например, от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», которым определены варианты взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
Что происходит фактически (разберем поэтапно):
Во-первых, налоговый орган на постоянной основе проводит предпроверочный анализ налогоплательщиков. Этой деятельности в последнее время уделяется большое значение. В каждой инспекции сегодня созданы специальные отделы предпроверочного анализа. В распоряжении инспекторов многочисленные программные комплексы, которых сегодня более 20 (например, всем известный «АСК НДС 2» или «Однодневки», «Риски»). Также информация поступает из банков, реестров, государственных органов, других налогоплательщиков. Сегодня эта информация накапливается на специальных серверах и системно анализируется, причем очень часто предварительный анализ производится не инспектором, а программой, которая уже предоставляет инспектору предварительные данные о несоответствиях и возможных нарушениях.
Во-вторых, итогом деятельности предпроверочного анализа является отбор налогоплательщиков, к которым нужно более детально присмотреться и определить целесообразность выхода на выездную проверку.
В-третьих, во многих случаях до назначения выездной проверки налогоплательщику предлагают самостоятельно определить свои риски. Как правило, направляется «информационное письмо», в котором указываются подозрительные данные и обстоятельства, указывающие на наличие возможных нарушений. Также в этом «информационном письмо» предлагается внести изменения в налоговую отчетность.
В-четвертых, поскольку налоговому органу быстрее и дешевле обеспечить поступление денег в бюджет, не доводя до выездной проверки, налогоплательщики вызываются в налоговый орган для дачи пояснений. Формально это именно вызов в налоговую. Формально никто не требует отвечать письменно либо предоставлять документы. Но, по факту, происходит следующее: на комиссии убедительно рассказывают, что налогоплательщик либо должен доплатить налоги, потому, что уже нарушении практически установлено, либо представить исчерпывающие письменные пояснения, документы и все, что потребует налоговый орган, для того, чтобы на этой стадии (без проверки, то есть), доказать отсутствие недоимки.
В-пятых, в зависимости от выбранного налогоплательщиком варианта: уточнится либо предоставить пояснения (документы), действует и налоговый орган.
Когда налогоплательщик представляет уточнения и уплачивает недостающую сумму налога, к нему временно прекращаются претензии. По крайней мере относительно конкретного вопроса. Иными словами, выездная проверка отодвигается на неопределенное время, а вопрос о ее назначении решается в зависимости от количества и качества (суммы) иных нарушений.
В случае представления пояснений и документов без дополнительной уплаты налога налоговый орган имеет два возможных варианта действий: согласиться с позицией налогоплательщика (то есть признать отсутствие нарушения или отсутствие перспективы дальнейшего спора) либо оставить открытым вопрос о назначении проверки, который также решается в зависимости от количества и качества иных нарушений.
То есть, совсем не обязательно, что к Вам придут с проверкой, если не будет дополнительной уплаты налога и предоставления пояснений (документов) по интересующим инспектора вопросам. Но и исключать этот вариант не стоит.
Бывает и наоборот, предоставляются обоснованные пояснения либо уплачивается налог, а проверка все равно назначается.
Здесь важно понимать задачу налогового органа – обеспечить максимальное поступление денежных средств в бюджет любыми способами (законными, как правило). Поэтому, не редко налоговый инспектор хитрит при общении с налогоплательщиком, предлагая некую сделку: представь уточненную декларацию и заплати соответствующую сумму налога, тогда на проверку не придем. Как Вы уже понимаете, это обещание не всегда сбывается, и проверка начинается.
Представлять уточнение и доплачивать налог либо вступать в спор с инспекцией решает налогоплательщик сам в каждом конкретном случае. Выработать однозначные алгоритмы здесь сложно, но ориентироваться надо на последствия и вероятность их наступления, действуя по принципу «наименьшего зла».
В любом случае, налоговый орган в очередной раз рассматриваемой публикацией доказывает на деле, что его эффективность растет не по годам, а бюджет пополняется, не смотря на тяжелую экономическую ситуацию.