Блог
Еще в начале 2000-х годов выездные налоговые проверки носили бессистемный характер, назначались в отсутствие единых критериев выбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий.
В мае 2007 года Федеральная налоговая служба России издала Приказ № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», которым были установлены правила выбора налогоплательщиков для выездной проверки.
Вся эта Концепция построена на так называемом «риск-ориентированном» подходе, который подразумевает необходимость первоочередного контроля проблемных налогоплательщиков (налогоплательщиков – нарушителей либо тех, кто с большой долей вероятности нарушает законодательство о налогообложении).
Соответствие деятельности налогоплательщика критериям риска – это, прежде всего, определенные сигналы как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика. В зону риска, в первую очередь, попадают организации с низкой налоговой нагрузкой, налогоплательщики, заявляющие убытки на протяжении нескольких налоговых периодов, заявляющие высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, выплачивающие среднемесячную заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, то есть те организации, в деятельности которых просматриваются схемы ухода от налогообложения.
В Концепции предусмотрена возможность налогоплательщика самостоятельно оценить вероятность выездной налоговой проверки. Так, в соответствующих приложениях к указанному выше приказу ФНС России приведены значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности.
Несоответствие этим показателям – первый звонок инспектору о необходимости пристального внимания к конкретному налогоплательщику, необходимости сбора в отношении него дополнительной информации, проведения предпроверочного анализа, направления требований о предоставлении информации и документов.
Причем, в этом плане ФНС РФ «не стоит на месте», а ежегодно происходит обновление значений и все более «качественно» подхоит к вопросу о выборе налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.
В мае 2017 года Федеральная налоговая служба в очередной раз обновила показатели для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.
Информация размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Налогообложение в Российской Федерации» - «Контрольная работа» - «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
АКГ «ИнвестАудит» рекомендует своим клиентам периодически анализировать собственные показатели и сравнивать их со среднеотраслевыми.
Справедливости ради отметим, что даже нахождение в «среднечках» на 100% не убережет Вас от налоговой проверки, поскольку сегодня вообще не существует ни одного законного способа избежать проверки. Однако, такое соответствие показателям значительно повышает Ваши шансы на спокойное существование без долгого нахождения на Вашей территории налогового инспектора.
Сергей Рюмин
Юрисконсульт