Электронная подпись в бухгалтерских и налоговых документах
Минфин России в письме от 12 сентября 2016 г. № 03-03-06/2/53176 разъяснил нюансы использования электронной подписи при составлении первичных учетных документов.
Если кратко и по сути, то указано следующее:
- расходы и факты хозяйственной жизни должны подтверждаться документально;
- первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
- до принятия стандартов бухгалтерского учета, посвященных видам электронных подписей для целей бухгалтерского учета, налогоплательщик при составлении документов может использовать любой вид электронной подписи;
- хозяйствующие субъекты могут в своем соглашении самостоятельно уставить вид электронной подписи, который будет использоваться при составлении документов;
- только счета-фактуры и электронная переписка с налоговыми органами (в том числе при сдаче налоговой отчетности) подписываются усиленной квалифицированной подписью;
- вопросы подтверждения достоверности применяемой электронной подписи, как и отношения в области использования электронных подписей, определяются Законом об электронной подписи, а не положениями НК РФ.
Данное письмо само по себе ничего не меняет, а лишь вносит ясность в вопросах электронной подписи.
Тем не менее, считаем, что развитие электронных технологий и документооборота облегчает жизнь не только в части удобства и быстроты, но и в части налоговой безопасности.
Дело в том, что такая категория споров как «недобросовестные» (имеются ввиду претензии налоговиков по так называемым фирмам-обналичникам, однодневкам и т.д.) часто неразрывно связана с претензиями инспекторов к подписям в счетах-фактурах, которые налогоплательщик оплатил своему поставщику, а суммы уплаченного ему же НДС – поставил на вычет.
Практика в настоящее время складывается печальная: если подпись принадлежит не тому лицу, которое указано в документе (исполнена неустановленным лицом), то налоговики отказывают в праве на вычет. Иными словами, предлагают произвести уплату в бюджет суммы НДС, которые ранее были учтены в составе вычетов по конкретной сделке.
При этом, если в ходе налоговой проверки инспекторы провели экспертизу, которая такие выводы подтверждает, то сделать что-нибудь против этого крайне сложно.
Чтобы подобных претензий и печальных последствий не было, правовой департамент АГК «ИнвестАудит» рекомендует своим клиентам чаще использовать в отношениях с контрагентами (особенно с сомнительными) электронные подписи, так как в этой ситуации вопрос о подписанте и его полномочиях снимается сам собой.