Блог
Нередко налогоплательщики в лице бухгалтеров и юристов обращаются к толкованию норм налогового законодательства, которое Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ дают в своих письмах.
Более того, сами налоговые инспекторы в силу своего должностного подчинения обязаны такой позиции придерживаться и ею руководствоваться, что, наверное, и Вы сами неоднократно могли наблюдать воочию.
Казалось бы, разъяснения фискальных органов призваны служить однообразию правоприменения и устранению возможных неясностей законодательства. То есть, что называется «определить правила игры».
Но, проблема этих писем – это частое однобокое (конечно же, не в пользу налогоплательщика) толкование норм Налогового кодекса РФ.
Естественно, что рядовые налоговые инспекции и инспекторы, «пропихивая» такую не очень хорошую для налогоплательщиков практику вредят не только конкретному предпринимателю, доначисляя налоги, пени и штрафы, а вредят деловому климату в стране, состоянию хозяйственных связей и отношений. Иными словами, масштабы неправильного толкования со стороны Минфина и ФНС России норм Налогового кодекса РФ могут быть значительными.
Отдельные предприниматели, понимая «вредность» таких писем обращались в суд, с требованием об оспаривании писем фискалов, но в силу нашего законодательства им всегда отказывали, так как письма Минфина России и ФНС России оспорить было нельзя (мол, это не нормативный правовой акт, а простое мнение чиновников, которое на налогоплательщика никакого влияния не оказывает).
Справедливо?
Думаем, что нет.
Также относительно недавно подумал Конституционный Суд РФ (Постановление КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П), в связи с чем были внесены поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и новый Кодекс административного судопроизводства РФ, которыми закреплены правила оспаривания гражданами, ИП, организациями и другими лицами актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов»).
Таким образом, письма Минфина и ФНС России теперь можно обжаловать в суде, дабы предотвратить возможные негативные последствия того или иного толкования, которое в будущем может повлечь неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
Процедура, конечно, не самая простая (нужно обращаться сразу в Верховный Суд РФ и доказывать, каким образом письмо ФНС или Минфина России нарушает права заявителя), но, в целом, изменения в этой части должны быть позитивными для всех нас. В конце концов, если не мы пойдем в суд, то кто-то более смелый оспорит неудобное письмо Минфина и ФНС России и, возможно, добьется положительного решения, которое благоприятным образом повлияет на наши отношения с налоговой инспекецией.
Как и прежде, правовой департамент АКГ Инвестаудит рекомендует своим клиентам руководствоваться положительной практикой правоприменения, в том числе письмами Минфина и ФНС России, а если, такие письма клиентам не «на руку», то – судебной практикой, которая нередко занимает иную позицию, нежели чем фискальные органы нашей Родины.
иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии |
Евгений Бакалов,Руководитель правового департамента АКГ "ИнвестАудит"